Сценарий мероприятия «Дети войны - сыны полков»
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА
Сцена:
- на занавесе закреплены буквы «Забвению не подлежит!»;
- снизу шёлковая драпировка «языка пламени»;
- у основания муляжи автоматов в виде пирамиды, вокруг них на полу выложен венок из искусственных лент зелёных веток;
- по обе стороны пирамиды в высоких вазах – зелёные ветки и алые гвоздики;
- на левом пилоне сверху закреплены буквы «Дети войны».
Внизу у сцены:
- слева – два стола с тремя стульями, на столах таблички с фамилиями гостей программы;
- Кубеш Вячеслав Иосифович
- Муратова Людмила Степановна
- справа – экран
У правой стены зала:
- столы с выставками:
- картины Ю.В. Планидина – серия «Дети войны» и документы с фотографиями 1945 года;
- копии документов о пути сына полка Кубеша В. И. с 1942 по 1945 годы;
Звучит фонограмма песни «Ростов-город» (слова Анатолия Софронова, музыка Матвея Блентера) Видеопрезентация о Ростове 30-40 – х.
Ведущая:
Эта песня – визитная карточка нашего города, была написана в 1941 году после освобождения Ростова-на-Дону в ноябре, написана в честь славы первого контрудара в Великой Отечественной войне, самой тяжёлой войне для всех народов нашей страны, самой кровавой для всех поколений.
Более 70 стран планеты были ввергнуты горнило второй мировой войны, унесшей свыше 50 миллионов жизней, 15 миллионов из них – дети. Вот почему матери всех послевоенных поколений как молитву повторяли, устремляя взоры к небу: «Лишь бы не было войны…»
/Справа от сцены появляется девушка, она читает стихи Виктора Жилина «Ромашковое счастье»/
1-я девушка:
Чуть скрипнет дверь – приходит мама
В мои ромашковые сны.
Склонившись, шепчет все упрямо:
Ах, только б не было войны…
А я бегу, бегу по полю
Среди цветов и тишины.
Вслед слышу мамин голос с болью:
Ах, только б не было войны…
Спешат навстречу мне берёзы,
Заслышав звонкий гром весны,
А мама, вздрогнув, вытрет слезы:
Ах, только б не было войны…
Что так волнует тебя, мама?
Лицо какое у войны?
… Реснички сводят мне упрямо
Мои ромашковые сны.
Ведущая:
А лицо у войны точно не детское, хотя мальчишки всегда играют в войну, придуманную, героическую, в которой каждый совершает подвиг, становится героем… Ведь в известной советской песне предвоенных лет есть такие слова: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей». А в другой:
« Если завтра война,
Если враг нападает,
Если черная сила нагрянет,
Как один человек,
Весь советский народ
За любимую Родину встанет»
Ведущая:
«Дети – это мальчики и девочки в раннем возрасте, до отрочества» - определяет толковый словарь русского языка. «Отрочество – возраст между детством и юностью, юность – между отрочеством и зрелостью». Аттестат зрелости – документ об окончании средней школы, выдавался в 17 лет.
Герои нашей программ встретили войну, являясь представителями детства, отрочества, юности. Война перечеркнула все, что было до нее.
(Справа выходят две девушки, построчно, как бы ведя беседу, «несут залу» строчки Булата Окуджавы)
Девушки:
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши двор…
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На дороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики…
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Эту историю я услышала в 1970 году на верхнем Дону, когда работала в ССО. Меня познакомили с солдатской матерью и её седыми сыновьями, а позже на всю страну прозвучала их история.
(звучит песня Роберта Рождественского и Оскара Фельцмана «Баллада о красках» в исполнении секстета девушек, но на словах: «В 41-м, в сорок памятном году, прокричали репродукторы беду…» - музыка выключается)
Ведущая:
Старшему едва исполнилось 18 лет, отец их – рязанский парень, иногородец, сгинул в коллективизацию. Младшему было в мае только 17 лет.
(звучит голос Юрия Левитана и песня Александрова «Вставай, страна огромная», на словах «Пусть ярость благородная»… запись стихает, вступает секстет, продолжая песню)
Юноша:
Вячеслав Иосифович Кубеш ежегодно приходит к нам в школу уже более 10 лет, но эта встреча с ним особенная.
(на экране копия свидетельства об окончании 7 классов в мае 1942 года).
Ведущая:
В этом документе только хорошие и отличные оценки. И это в то время, когда немецкие самолёты бомбили город, когда большая семья сама обеспечивала свои потребности в продуктах, выращивая их на своём огороде. Славе было 14 лет.
(На экране копия удостоверений ветерана ВОВ и бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей).
- Вячеслав Иосифович, как вы оказались в неволе, когда это произошло?
(Вячеслав Иосифович отвечает на вопрос).
- Как прошло освобождение? А потом в 16 лет – на фронте?
(Вячеслав Иосифович отвечает на вопрос).
Внимание на экран. Здесь уникальные документы боевого пути в Чехословацком армейском корпусе Людвика Свободы Вячеслава Иосифовича Кубеша.
(Рассказывает о документах).
- Войну закончил в 17 с половиной лет командиром армейского коммутатора связи в звании сержанта, что подтверждает характеристика.
Имеет три боевых награды Чехословакии. В Ростове-на-Дону это единственный комплект. Как называются эти наград?
(Вячеслав Иосифович отвечает на вопрос).
- После войны закончил строительный техникум и РИСИ, трудился в генподрядных строительных трестах, может провести профессиональную экскурсию по своим объектам. Много лет отдал Вячеслав Иосифович подготовке строительных кадров на посту зам. директора строительного техникума, где в те год училось немало наших выпускников и мастеров производственного обучения. А ещё он имеет звание самого весёлого чеха Ростова-на-Дону и заслуженного садовода.
(На экране фото с дачного участка)
Любовь к земле у него с детства. Жизненный принцип: «Радоваться каждому прожитому дню». По состоянию души его возраст в зеркальном отражении – 8. Самая соловьиная пора. На экране удостоверение «Сын полка».
Юноша:
Для нашей страны Великая Отечественная война вспыхнула как пожар, на так и не закончилась. Считается, что война закончена, когда похоронен последний солдат, погибший в боях. Думаю, что она, война станет историей, когда уйдёт последний ребёнок, переживший войну.
Ведущая:
Ю. В. Планидин к началу войны закончил 3-й класс, в свои 11 лет любил музыку, любил читать и рисовать. Большая, дружная семья прожила неподалёку от моста через Дон в створе Буденовского. Первую оккупацию пережил с потерей старшего брата Юр, который в свои 14 лет сбежал на фронт защищать Ростов и погиб как герой.
В июле 1942 года, когда немцы подошли к Ростову все переправы бомбили самолёты, а улицы обстреливала артиллерия, сгорел дом Планидинх, а вскоре тяжело ранен был сам: перебиты обе ноги. Но к осени поднялся. Ранняя, холодная, голодная осень выгоняла ростовчан в близлежащие хутора и сёла перебыть страшное время. По пути группу женщин и детей, в которой был Юра с мамой, остановили полицаи и погнали на станцию к вагона, осыпая градом ударов, заталкивали в вагоны, вплотную, до отказа. Состав тронулся. Невольник в 12 лет.
Юрий Васильевич, сколько лагерей подневольного детского труда довелось Вам пройти за 30 месяцев неволи?
/Ю. В. Рассказывает/
Вы попали под бомбардировку Дрездена 13 февраля 1945 г., были ранен, опять в ноги, кто оказывал Вам помощь, кроме того глотка свободы, который нес Вас на раненых ногах подальше от обугленного города?
/Ю. В. Планидин рассказывает/
Вас опять вернули в Пирну. Освобождение – Победа. /читает по книге с. 171/
/На экране фотомонтаж снимков 1945 г./
В июле 1945 г. Поезд с детьми войны увозил Юру домой, через всю Европу. Наступила послевоенная жизнь сына полка Юры Планидина, 14 лет отроду.
Юноша:
Возвращение в родной Ростов принесло много проблем, больнее всего была проблема учёбы, ведь до войны Юра успел закончить лишь три класса.
Поступить в вечернюю школу можно было только работающему. И это преодолел, закончил семилетку, успешно сдал экзамены в художественное училище имени Грекова, но учиться не пришлось, отчислили из-за Германии: грязная анкета.
Работа, четыре года службы в армии, вновь работа и учёба в вечернем архитектурно-строительном техникуме, затем учёба в Москве, куда поступил не указывая в анкете пребывания в Германии.
Юрий Васильевич Планидин с отличием окончил первй в нашей стране художественно-графический факультет МГПИ. Учитель-художник, учитель-методист, отличник народного просвещения. 50 лет учительского стажа. Новатор, изобретатель, художник.
/На экране графические изображения «Знак ребёнка»/.
Ведущая:
15 лет назад их было нарисовано свыше 100, состоялась первая выставка. Юрий Васильевич продвигает свой проект в защиту детства, чтоб дети никогда не становились жертвами войны.
1-я девушка: Трудная судьба досталась ростовским девчонкам во вторую оккупацию Ростова. После расстрела еврейского населения в городе были развешаны приглашения для молодежи на работу в Германию. Добровольно согласились на выезд работать в Германию лишь 26 человек, начались всеобщие облавы. на сборных площадках оккупанты комплектовали для составов на депортацию сотни несовершеннолетних девушек нашего города, чтобы потом погнать их под присмотром сторожевых собак к вокзалу. загнать в скотовагоны под колючей проволкой и отправить очередной состав «Нах фатерлянд». Последний состав ушел из Ростова 16 декабря 1942.Всего было депортировано свыше 90 тысяч молодежи.
(На экране фильм «Женщины войны»).
2-я девушка: Им досталась страшная судьба. Их считали рабочим скотом: кого на работы к бауэрам, кого на заводы, верфи, стройки, а тех кому это было не по нраву- в гестапо и концлагерь.
(Демонстрация фильма « Женщины войны).
2-я девушка: об этих страницах биографии своего поколения расскажет председатель совета Ростовской ассоциации борцов антифашистского сопротивления, член международного комитета женского концлагеря Равенсбрюк Людмила Степановна Муратова.
1-я девушка: Воспоминания- это особый рай, из которого никто не может нас изгнать.
Юноша:
А разве может быть рай в неволе, за колючей проволокой, под дулами автоматов?
1-я девушка: А он в душе, той самой, загадочной русской душе, которая в самом нацистском логове поет о своей непобедимой стране.
2 -я девушка: Память- это способность накапливать, хранить и в нужный момент преподносить те мгновения жизни, которыми можно гордиться, или стыдиться, но именно они сделали тебя таким, каков ты есть.
Юноша: Мы живы, пока о нас помнят, а что потом? Забвение?
2-я девушка: Нет, то, о чем сегодня слушали и говорили забвению не подлежит!
Юноша: Народ, потерявший память о своем прошлом не имеет будущего.
Ведущая:
Вы правы, ребята, каждое поколение накапливает свой опыт, передавая детям и внукам, те своим детям и внукам … И не прервется связь поколений, ведь в их единстве – сила России.
Нас четыре поколения в этом зале, старшее вынесло на своих плечах все тягот войн и своим вторым днем рождения считает День Победы.
Горький день – день памяти отдавших жизнь за неё, не дошедших, не доживших.
Минута молчания (Реквием Моцарта)
Новое поколение России в память своих предков обещает хранить «Дым Отечества»