Программа воспитания
Рабочая программма воспитания МАОУ "Гимназия №52"
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитания– личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1.В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- бытьлюбящим, послушнымиотзывчивымсыном(дочерью), братом(сестрой), внуком(внучкой); уважатьстаршихизаботитьсяомладшихчленахсемьи; выполнятьпосильнуюдляребёнкадомашнююработу, помогаястаршим;
- бытьтрудолюбивым, следуяпринципу«делу—время, потехе—час»каквучебныхзанятиях, такивдомашнихделах;
- знатьилюбитьсвоюРодину–свойроднойдом, двор, улицу, город, село, своюстрану;
- беречьиохранятьприроду(ухаживатьзакомнатнымирастениямивклассеилидома, заботитьсяосвоихдомашнихпитомцахи, повозможности, обездомныхживотныхвсвоемдворе; подкармливатьптицвморозныезимы; незасорятьбытовыммусоромулицы, леса, водоёмы);
- проявлятьмиролюбие—незатеватьконфликтовистремитьсярешатьспорныевопросы, неприбегаяксиле;
- стремитьсяузнаватьчто-тоновое, проявлятьлюбознательность, ценитьзнания;
- бытьвежливымиопрятным, скромнымиприветливым;
- соблюдатьправилаличнойгигиены, режимдня, вестиздоровыйобразжизни;
- уметьсопереживать, проявлятьсостраданиекпопавшимвбеду; стремитьсяустанавливатьхорошиеотношениясдругимилюдьми; уметьпрощатьобиды, защищатьслабых, померевозможностипомогатьнуждающимсявэтомлюдям; уважительноотноситьсяклюдяминойнациональнойилирелигиознойпринадлежности, иногоимущественногоположения, людямсограниченнымивозможностямиздоровья;
- бытьувереннымвсебе, открытымиобщительным, нестеснятьсябытьвчём-тонепохожимнадругихребят; уметьставитьпередсобойцелиипроявлятьинициативу, отстаиватьсвоёмнениеидействоватьсамостоятельно, безпомощистарших.
2.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному микрорайону, городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в гимназии, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможностиобщегимназических ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в гимназическом сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни гимназии;реализовывать их воспитательные возможности;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- вовлекать школьников в объединения дополнительного образования детей, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе гимназии детских общественных объединений и организаций;
- создавать условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей, успешной социализации личности;
- организовывать профориентационную работу с гимназистами;
- содействовать развитию мотивации школьников к осознанному выбору ценности жизни и здоровья;
- развивать предметно - эстетическую среду гимназии и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.