Программа воспитания

Рабочая программма воспитания МАОУ "Гимназия №52"

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания– личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1.В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • бытьлюбящим, послушнымиотзывчивымсыном(дочерью), братом(сестрой), внуком(внучкой); уважатьстаршихизаботитьсяомладшихчленахсемьи; выполнятьпосильнуюдляребёнкадомашнююработу, помогаястаршим;
  • бытьтрудолюбивым, следуяпринципу«делу—время, потехе—час»каквучебныхзанятиях, такивдомашнихделах;
  • знатьилюбитьсвоюРодину–свойроднойдом, двор, улицу, город, село, своюстрану;
  • беречьиохранятьприроду(ухаживатьзакомнатнымирастениямивклассеилидома, заботитьсяосвоихдомашнихпитомцахи, повозможности, обездомныхживотныхвсвоемдворе; подкармливатьптицвморозныезимы; незасорятьбытовыммусоромулицы, леса, водоёмы); 
  • проявлятьмиролюбие—незатеватьконфликтовистремитьсярешатьспорныевопросы, неприбегаяксиле;
  • стремитьсяузнаватьчто-тоновое, проявлятьлюбознательность, ценитьзнания;
  • бытьвежливымиопрятным, скромнымиприветливым;
  • соблюдатьправилаличнойгигиены, режимдня, вестиздоровыйобразжизни;
  • уметьсопереживать, проявлятьсостраданиекпопавшимвбеду; стремитьсяустанавливатьхорошиеотношениясдругимилюдьми; уметьпрощатьобиды, защищатьслабых, померевозможностипомогатьнуждающимсявэтомлюдям; уважительноотноситьсяклюдяминойнациональнойилирелигиознойпринадлежности, иногоимущественногоположения, людямсограниченнымивозможностямиздоровья;
  • бытьувереннымвсебе, открытымиобщительным, нестеснятьсябытьвчём-тонепохожимнадругихребят; уметьставитьпередсобойцелиипроявлятьинициативу, отстаиватьсвоёмнениеидействоватьсамостоятельно, безпомощистарших. 

2.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  •   к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному микрорайону, городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в гимназии, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

 

  1. реализовывать воспитательные возможностиобщегимназических ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в гимназическом сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни гимназии;реализовывать их воспитательные  возможности;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные  возможности;
  4. вовлекать школьников в объединения дополнительного образования детей, реализовывать их воспитательные  возможности;
  5. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
  6. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  7. поддерживать деятельность функционирующих на базе гимназии детских общественных объединений и организаций;
  8. создавать условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей, успешной социализации личности;
  9.  организовывать профориентационную работу с гимназистами;
  10. содействовать развитию мотивации школьников к осознанному выбору ценности жизни и здоровья;
  11. развивать предметно - эстетическую среду гимназии и реализовывать ее воспитательные возможности;
  12. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.