История музея

 

В 1982 году по инициативе бывших узниц Международного
женского концлагеря Равенсбрюк Людмилы Степановны Муратовой и Галины Никитичны Дмитриевой, с участием педагога-организатора подросткового клуба «Чайка» Галины Павловны Черненко был создан наш музей. Первоначально он располагался в здании лицея № 33, а в 2007 году переехал в гимназию № 52. Экспонаты для музея собирали бывшие узники фашистских концлагерей – мужественные, стойкие,
непокорные люди. О каждом из них, думается, можно написать отдельный очерк.
Особое внимание посетителей музея привлекает макет, изготовленный бывшим заключенным Владимиром Акимовичем Хмариным. Это манекен в подлинном костюме узника за колючей проволокой на фоне печей крематория. На планшетах музея нашли своё отражение интересные материалы о героических поступках малолетних узников -
Ноне Губаревой и Лёни Руденко, о подвигах бойцов и командиров Красной Армии, оказавшихся в фашистских застенках: Виктора Николаевича Украинцева, Александра Ароновича Печерского, Алексея Васильевича Товеля, Николая Георгиевича Белых. В
музее вы можете увидеть несколько картин бывшего малолетнего узника, заслуженного учителя России, художника Юрия Васильевича Планидина. Его работы написаны по воспоминаниям военных лет и полны боли, страдания и горя.

Программа музея

Школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения гимназия №52. Музей организован в целях воспитания, обучения, развития и социализации учащихся.

Цель работы школьного музея: развитие у молодежи гражданственности,

патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей,формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Социально – педагогический компонент содержания военно – патриотического воспитания является доминирующим и составляет основу деятельности музея.

Задачи школьного музея:

- участие в совершенствовании учебно – воспитательной работы в школе;

- участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании

музейного фонда;

- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

- проведение культурно – просветительской работы среди учащихся и населения.

Социальные функции школьного музея:

- образовательно-воспитательная функция (воспитание историей на подвигах героев

нашего Отечества, родного края, своей «малой родины»);

- функция документирования (реализуется преимущественно в ходе отбора и

комплектования материалов для фондов музея);

- хранительская функция, осуществляемая в процессе учета и хранения собранных

документов и предметов;

- исследовательская функция (осуществляется на основе собранных музейных

материалов на всех этапах создания музея и в последующей деятельности).

Механизмы реализации программы:

- проведение уроков Мужества, Вахты Памяти, конкурсов рисунков к военным датам,

встречи с участниками Вов, интересными людьми, участие в заседаниях Совета

ветеранов Октябрьского района;

- участие в муниципальных, региональных краеведческих конференциях и конкурсах;

- помощь участникам войны, труженикам тыла, одиноким и пожилым людям;

Экскурсии по музею:

- Они освобождали наш город;

- Герои Советского Союза – наши земляки;

- Обелиск – место памяти, чести и гордости нашей;

- Легендарный побег смертников;

- Герой Собиборского восстания;

- История Холокоста

- Праведники. Кто они?

- Стихи за колючей проволокой;

Основные направления деятельности школьного музея:

- Образовательно-познавательное;

- Массово-просветительское;

- Учебно-исследовательское;

- Поисковое;

- Индивидуальная работа с учащимися;

- Методическая работа;

- Фондовая работа;

Экспозиция

1.История гитлеровских концлагерей

2.Условия жизни, работы в концлагерях

3.Антифашистская борьба

4.Освобожденные узники концлагерей свидетельствуют…

5.После освобождения

6.Победа, знамя над рейхстагом

7.Памятники, мемориалы

8.Нюрнбергский процесс над военными преступниками

9.Память не прощает

10.И помнит мир спасенный

11.День юного героя антифашиста

12.Ассоциация бывших узников концлагерей

13.Интернациональная дружба-залог мира на земле

14.Ю.В. Планидин и его работы

15.Наши земляки – Герои Советского Союза

Музей "Антифашист"

В нашей гимназии есть место, которое хранит страшную память - память о чудовищных преступлениях фашизма в годы Второй мировой войны. На первом этаже, неподалеку от центрального входа, есть неприметная дверь с небольшой скромной табличкой «Музей «Антифашист»». Дверь открывается, мы входим в комнату и сразу попадаем в прошлое. Рассматривая фотографии, испытываем чувство страха, ужаса, волнения. Перед нами - концентрационные лагеря Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен, Дахау, Равенсбрюк, Майданек, Бухенвальд – жуткие «фабрики смерти». Сохранить память об узниках концлагерей - безоружных и подневольных людях, сопротивлявшихся «новому порядку» Гитлера – это и есть задача музея «Антифашист». 

 

Музей "Антифашист" (свидетельство №10162 от 20 апреля 2005г.) в нашей гимназии работает с 2005 года. 

В совете музея  12 человек и каждый отвечает за определенное направление. Кто-то пишет статьи в газеты и на сайт гимназии, а кто-то  отвечает за архивы.  Группа корреспондентов работает над подготовкой страниц для устного журнала «Дорогами Войны», осуществляет связи со СМИ.

Группа «Поиск» занимается сбором материалов об участии наших земляков в ВОВ, судьбе бывших узников концентрационных лагерей, прошедших через ад фашизма.

 

Конечно же, музей не может обойтись без экскурсоводов, всего у нас  15 человек. Мы  проводим экскурсии для детей разных возрастов. В  нашем музее очень богатая экспозиция. Из многих документов, находящихся в музее,  посетители музея узнают много новых фактов о второй мировой войне и об ужасах которые пережили узники концлагерей.

 

 

В  музее есть и стенды, которые размещены на стенах.     На фотографиях запечатлены встречи в нашем музее с бывшими узниками из Франции и Германии.

Экспонаты музея используются гимназистами для написания рефератов о фашизме, о злодеяниях фашистов, о борьбе с ними людей различных национальностей, о солидарности в этой борьбе.

 

Музей поддерживает связь с зарубежьем, музеи посвященные концлагерям регулярно присылают бюллетени и газеты.Человек не может жить без памяти. Если люди станут забывать черные страницы своей истории, то будут постоянно повторять собственные ошибки.

В нашем музее есть трагическая темная сторона и жизнеутверждающая светлая. На стендах темной стороны - фотографии концлагерей: бараки, изможденные взрослые и дети, огромные тюки женских волос, горы обуви, снятой с узников, и скупые статистические данные о миллионах бессмысленно уничтоженных. За каждой цифрой бесценные человеческие жизни. В стеклянной витрине хранится земля из Освенцима, Заксенхаузена, Равенсбрюка. На стендах светлой стороны - послевоенные фотографии выживших узников, которые до сих пор хранят память о том страшном времени, рассказывают молодому поколению о пережитом. Они верны своей клятве, данной в апреле 1945 года: «Пока бьются наши сердца, мы будем звонить в колокола памяти, чтобы никогда не повторилось то, что мы пережили в застенках фашистских концлагерей».

 14 апреля 2015 года в МАОУ гимназии №52 состоялась торжественная церемония открытия обновленной экспозиции музея«Антифашист». Музей был создан в далеком 1982 году по инициативе бывших узниц международного женского концлагеря Равенсбрюк Людмилы Степановны Муратовой и Галины Никитичны Дмитриевой, с участием педагога-организатора подросткового клуба «Чайка» Галины Павловны Черненко. В 2007 году экспозицию и экспонаты музея радушно приняла в свои стены гимназия №52.

 


Церемонию открытия музея предваряло торжественное мемориальное собрание, в котором приняли участие ученики и педагоги гимназии, представители родительской общественности. В качестве почетных гостей церемонии выступили бывшие узники концентрационных лагерей Корниенко А.П., Моисеев Е.В., депутат Ростовской-на-Дону городской Думы V созыва Хбликян А.К., заместитель Главы Администрации Октябрьского района Фоменко Т.В., начальник МКУ «Отдел образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону» Беспалов А.Б., руководитель программы «Забвению не подлежит» Оскорбина С.Н.

Право перерезать ленту было предоставлено одному из основателей музея Г.П. Черненко. Экскурсоводы из числа учеников гимназии ознакомили гостей с экспозицией, хранящей уникальные свидетельства жизненного пути бывших узников концлагерей.

Новый облик музея стал результатом инициативы педагогической и родительской общественности гимназии, успешного социального партнёрства по сохранению исторического наследия о немеркнущих в памяти годах Великой Отечественной войны.

За счет средств родительской общественности был проведен капитальный ремонт помещения музея, приобретено новое музейное оборудование. Инициативная группа во главе с родителями Рыбаковым Д.Г. и Шнайдером О.В. неравнодушно и ответственно подошла к столь значимому делу.

Обновленный музей, получивший свое второе рождение, вновь становится центром патриотического воспитания подрастающего поколения, исследовательской работы одаренных детей, связующей нитью поколений, сохраняющей светлую память о старших поколениях, которые подарили нам мирную жизнь.

Музей предлагает следующую тематику для классных часов в музее:

 

1.     Обзорная экскурсия по музею;

2.     В жизни всегда есть место подвигу;

3.     Дети в концлагерях;

4.     Женщины в концлагерях;

5.     История концлагерей в гитлеровской Германии;

6.     Антифашистское сопротивление в концлагерях;

7.     Последний бой смертников;

8.     Восстание в Сибири;

9.     Литераторы Дона – бывшие узники и их творчество (Авилов, Ковалевский, Сёмин);

10.           Книги написанные кровью (Л.С.Муратова «Несломленные», И.И.Шкондин «Дорогами судьбы»);

11.           Горькая страница нашей истории;

12.           Пепел сожжённых стучит в наших сердцах;

13.           Мужество – качество не только мужское;

14.           Памятные места Бухенвальда, Дахау, Маутхаузена и других концлагерей.

IMG_7602.JPG
IMG_7602.JPG
W:1024px H:683px S:113.89 KB
IMG_7417.JPG
IMG_7417.JPG
W:1024px H:683px S:105.18 KB
IMG_7567.JPG
IMG_7567.JPG
W:1024px H:683px S:91.41 KB
IMG_7620.JPG
IMG_7620.JPG
W:1024px H:683px S:132.3 KB
IMG_7581.JPG
IMG_7581.JPG
W:1024px H:683px S:106.39 KB
IMG_7530.JPG
IMG_7530.JPG
W:1024px H:683px S:79.92 KB
IMG_7543.JPG
IMG_7543.JPG
W:1024px H:683px S:92.16 KB
IMG_7606.JPG
IMG_7606.JPG
W:1024px H:683px S:91.77 KB
IMG_7545.JPG
IMG_7545.JPG
W:1024px H:683px S:109.18 KB
IMG_7400.JPG
IMG_7400.JPG
W:3648px H:2432px S:2.67 MB

 

 

 

 

Газета "5+2"

  Первого сентября  в восьмом «А» классе проходил классный час на тему: «Первая мировая война». Как вы  все  знаете первое сентября - это день знаний. Поэтому мы хотели, чтобы наши одноклассники узнали что-то новое. И мы решили подготовить доклад и презентацию о Первой мировой войне. Почему была выбрана эта тема? Потому что  в этом году исполнилось  100 лет со дня начала войны. Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. Она продолжалась более 4 лет.  В ней участвовало 38 государств.  

Поводом к войне послужило убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево  наследника престола Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда. Военные действия охватили территорию Европы, Азии и Африки, велись на всех океанах и многих морях. Российская империя воевала на два фронта с Японией на востоке и с Германией на западе. Эта тяжелая кровопролитная война привела к революции в нашей стране.

На полях Первой мировой войны сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Именно в этой войне в первый раз применили химическое оружие, которое одновременно  уносило жизни тысяч людей. Эта война привела к крушению самых могущественных европейских государств: Австро-Венгерской империи, Российской империи, Германии. К сожалению, сейчас часто забывают о подвигах русского народа в Первой мировой войне. У нас мало памятников, посвященных событиям тех лет. Мы не знаем памятных дат и битв той войны, которые унесли тысячи русских жизней. Человечество не учло уроки Первой мировой  воины и довольно скоро развязало еще более ужасную войну – Вторую мировую. Мы должны хорошо знать историю нашей страны, чтобы не повторить тех ужасных ошибок!  

Костин Григорий 8 «А»   

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла:
Скачать этот файл (Пять плюс два - январь-февраль 2013.pdf)Пять+два 1662 Кб