Личная гигиена школьника

Галина Александровна Мамитова,

к.п.н., учитель биологии МАОУ "Гимназия №52" г.Ростов-на-Дону

 

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Основные правила гигиены для школьников

1.Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

2.Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки.

Подробнее: Личная гигиена школьника

Как правильно учить уроки?

Галина Александровна Мамитова,

 

к.п.н., учитель биологии МАОУ "Гимназия №52" г.Ростов-на-Дону

Учим правило

Нерифмованный отрывок из текста всегда запоминается хуже, чем стихи. Тем не менее, правила надо знать дословно. Чтобы запомнить правило, необходимо понять его и уметь объяснить своими словами. А теперь «зазубриваем».

  • Несколько раз читаем правило вслух.
  • Закрываем учебник, пытаемся повторить. Если не получается сразу, то можно подсматривать.
  • Затем пишем правило по памяти, не подглядывая в учебник.
  • Проверяем по книге. Ошибки исправляем красной пастой.

Опять закрываем учебник, пишем, проверяем, исправляем ошибки.

И так до тех пор, пока правило не будет записано без ошибок. А теперь надо придумать к нему примеры. Через пару часов повторяем правило еще раз. Таким образом, оно откладывается на долгосрочное хранение.

Решаем задачу

Для решения задачи по математике или физике сначала уясняем, на какое она правило. Определяем, какие формулы необходимо знать для ее решения. Смотрим, что уже известно из условия, а что необходимо узнать. 

Подробнее: Как правильно учить уроки?

11 способов увлечь ребёнка учёбой

Каждый ребёнок с момента рождения испытывает потребность развиваться и обучаться. И задача родителей и учителей - поощрять это стремление. В современном мире ребёнок получает такой огромный поток информации, что часто теряет интерес к учёбе как таковой. Как помочь сохранить заинтересованность в получении знаний, как сделать так, чтобы учёба была в радость до последнего школьного звонка? Предлагаем вам 11 способов как увлечь ребёнка учёбой.

1. Хвалите и верьте. Когда ребёнок чувствует уважение близких, он хорошо понимает, как важно для них его серьёзное отношение к учёбе. Он уверен, что если что-то не получится, поддержка взрослых будет всегда. «У тебя всё получится!» - активно культивируйте такую установку, начните поощрять успехи ребёнка. Прежде всего, не стоит требовать от него больше, чем он может сделать на данный момент. А также важно, чтобы похвала была за качественную учёбу, а не за оценки. Поощряйте его старания.

2. Задавайте вектор. Помогая ученику, не делайте всё за него. Задача взрослых – обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребёнок затрудняется с выполнением задания, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы школьник смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные задачи. Именно так он узнает, что такое радость открытия нового, и почувствует прилив творческих сил!

3. Оформление рабочего места – это ещё одна важная деталь. Это должен быть удобный стол, расположенный в месте, где хорошее освещение, достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов. Проявите творческую смекалку и наклейте вокруг разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Поинтересуйтесь у ученика, что добавить. Нужно сделать рабочее место уютным и приятным для школьника. Ну, а если есть грамоты и награждения, то и их поместите рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребёнок вспоминал о своих успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

4. Искренне интересуйтесь тем, что происходит в школе. Например, предложите ребёнку каждый день рассказывать, как можно подробнее, как он провёл день, что интересного узнал или что он рисовал на уроке ИЗО. Психологи уверены, что такая мотивация делает учеников более внимательными, они стараются запомнить больше информации, чтобы потом рассказать её.

5. Составьте вместе расписание, по которому будет жить ученик. Этот совет особенно полезен очень подвижным детям, которым сложно сконцентрироваться, а также медлительным детишкам. В расписании всё должно быть прописано максимально детально. Спустя какое-то время ребёнок втянется в установленный ритм и станет более дисциплинированным.

6. Мнение авторитарного для ребёнка человека может мотивировать учиться усерднее или изучить какой-то конкретный предмет глубже. Найдите такого человека! Пусть он расскажет интересную историю или наглядный пример из жизни, когда полученные знания помогли разрешить сложную ситуацию. Это поможет замотивировать ребёнка учиться лучше. Найдите автобиографии или истории успеха великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребёнка. После прочтения книги обсудите её. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? Чем бы вы могли помочь ребёнку, добиться такого же успеха?

7. Покажите, что не только школа может быть источником знаний. Ходите вместе на выставки и в музеи, отправляйтесь в путешествие при любой возможности, посетите исторические места. Полученные в таких ситуациях знания лучше усваиваются.

8. Для старшего возраста стимулом может служить желание получить в будущем интересную профессию, продолжить обучение дальше в соответствии со своими интересами, поехать учиться в другую страну. Поэтому важно донести до подростка, что задания даются для того, чтобы уметь размышлять, выполнять похожие и совсем непохожие задачи, а не для того, чтобы ответить самому первому. Хорошо разбираясь в предмете, он умственно растёт и совершенствуется. Спросите школьника: «Чему ты научился, выполняя это задание? Что бы ты хотел спросить у М.В. Ломоносова или у Н.И. Лобачевского?» Сейчас наступает такое время, когда приходиться переучиваться несколько раз в течение жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности. Поэтому так важно, чтобы ребёнок ещё в школьные годы понял, что познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

9. Обязательно давайте ребёнку возможность отдохнуть. Это напрямую связано с продуктивностью подготовки уроков и усвоения учебного материала. Подумайте, возможно, стоит уменьшить частоту посещения какой-то из секций?

10. Создавайте окружение. Помните, что на ребёнка большое влияние оказывает его окружение. Находите для ребёнка друзей по интересам. Если большинство знакомых школьника активны, хорошо учатся, то он будет стараться учиться не хуже – закон социальной психологии. Окружение должно стимулировать его к новым успехам.

11. Создайте такие условия, при которых ребёнку самому захочется учиться. Будет здорово, если вы расскажете ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлении на олимпиадах и конкурсах, о весёлых мероприятиях и соревнованиях между классами. Вспомните свои любимые предметы, что особенно вам в них нравилось. Расскажите об одноклассниках, с кем сидели за партой, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Устраивайте интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор и желание познавать что-то новое. Придумывайте, как можно помочь сделать уроки в форме игры, выслушайте его предложения. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребёнка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только хорошие оценки, но и желание ребенка вновь приступить к такому занимательному занятию в следующий раз.

Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей и учителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребёнка, в его интересы, его устремления. Проявляйте искреннюю заинтересованность в успехах ребёнка, будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ещё пока маленького человека. Удачи вам, дорогие родители и учителя!

Использован материал журнала Дневник.Ру