Читательский форум «Чтение и Книга: Традиции и Будущее»

22 сентября в Донской государственной публичной библиотеке состоялось знаменательное событие – областной Читательский форум  «Чтение и Книга: Традиции и Будущее». Октябрьский район города Ростова-на-Дону представляли учителя-словесники и учащиеся гимназии №52.

 

Список

участников Читательского форума «Чтение и Книга: Традиции и Будущее»

гимназии №52

 

1.      Пленарное заседание: учитель русского языка и литературы Полякова Элла Геннадьевна и учащиеся 10-А класса.

2.      Круглый стол «Состояние детской литературы и привлечение к чтению детей и подростков»: учитель русского языка и литературывысшей категории, Почетный работник общего образования РФ Константинова Галина Михайловна и ученица 9Б класса Иванова София. Выступление по вопросу «Можно ли привить культуру чтения детям?».

3.      Круглый стол «Место книги и чтения в системе ценностей современного молодого человека»: учитель русского языка и литературыпервой категорииЯнушка Ирина Владимировна и ученики 9В класса Собкалов Алексей и Заря Александр. Выступление по вопросу «Книга и молодежь в контексте использования новых информационных технологий».

4.      Круглый стол «Новые литературные форматы и новые пространства литературы»:

  • учитель русского языка и литературывысшей категории Литвин Галина Иззетовна и ученица 9А класса Сивак Ксения. Выступление по вопросу «Провинция и столица в новых пространствах литературы. У кого чему учиться»
  • учитель русского языка и литературывысшей категории, Почетный работник общего образования РФ Белоусова Татьяна Викторовна. Выступление по вопросу «Книга и чтение как механизм формирования социокультурной среды. Организация знакомства с современной литературой».
  •   

5.      Круглый стол «Научные чтения: опыт и проблемы»: учитель русского языка и литературывысшей категории, Почетный работник общего образования РФ Полякова Элла Геннадьевна и выпускница гимназии, студентка 2 курсафакультета журналистикиРНЭУ «РИНХ»Колесникова Кристина. Выступление по вопросу «Философия чтения. От художественного текста – к научному исследованию».

   

6.      Творческая встреча с писателем Захаром Прилепиным.

    

 

Отзывы участников Читательского форума

22 сентября мы стали участниками неординарного мероприятия - Пленарного заседания по проблемам чтения на Читательском форуме. Почему неординарного? Дело в том, что это были не просто выступления научной общественности, но дискуссионное поле, где мнения существенно различались и по проблеме современной литературы и по проблеме чтения вообще.  Одни утверждали, что современная литература является «бульварной» и что молодежь должна читать исключительно классиков. Другие говорили о том, что необходима реклама литературы для привлечения молодежи к чтению. Третьи считали, что требуется объединить различные компьютерные игры с литературой, чтобы заинтересовать молодое поколение в чтении. Я думаю, что любая умная и интересная книга – это возможность духовного развития, а приучить детей к чтению могут только читающие родители и одухотворенные учителя.

Джураева Дарья, 10-а класс

 

Начало форума ознаменовал ролик, в котором дети и подростки рассказывали о своих любимых книгах. А приглашенные гости вдруг стали по традиции ругать молодежь и утверждать, что по-настоящему читающих людей в нашей стране всего 1%, а любителей и ценителей поэзии и того меньше. Да и СССР вовсе не был читающей страной… Господа, а где же факты? Ваши эмоции понятны, но возмутительны лично для меня.

В наши дни количество читающих подростков растет с каждый годом, и я утверждаю это, основываясь не только на своем опыте или окружении, а на фактах. В тех же социальных сетях, которые так не любит современная интеллигенция, существует множество групп книголюбов и читателей. И аудитория эта исчисляется не тысячами, а сотнями тысяч. В этих «пабликах» подростки (и не только они) обмениваются впечатлениями от разных книг, советуют друг другу, что почитать: от современной литературы – до классики. Да, к классике надо прийти, а может, идти всю жизнь…

Мухортова Екатерина, 10-А класс

 

Круглый стол «Научные чтения: опыт и проблемы» стал одним из интереснейших и эмоционально насыщенных в рамках Читательского форума «Чтение и книга: традиции и будущее».

Модератор круглого стола - ведущий научный сотрудник СКНЦ ВШ ЮФУ, профессор Авдулов Николай Степанович – сразу определил составляющие научного (и не только научного) чтения: постижение смыслов текста, отказ от поверхностного цитирования, движение исследователя навстречу художнику. Его Слово о Юрии Андреевиче Жданове (а это уже 7 Ждановские чтения!) высветило главное в ученом – сплав естественных и гуманитарных знаний, высокую духовную мыслительную культуру, мужество мысли и образец исследователя: как не торопиться с мнением без постижения смысла (изучите историю человеческой мысли, а потом высказывайте мнение!)

Исследование невозможно без любви к тому, чье наследие (творчество) ты изучаешь. И доказательством тому стали выступления профессоров: Стопченко Николая Ивановича, доктора культурологи по теме «Чему учат Шолоховские чтения», Ярыгина Александра Николаевича, доктора философских наук – «Петровские чтения: современное прочтение античности», Старостина Александра Михайловича, доктора политических науке – «Философские чтения: проблемы освоения философского наследия», Матвеева Германа Ароновича, кандидата исторических наук – «Шагиняновские чтения: синтез художественного и научного текстов».

Участники круглого стола – преподаватели вузов, студенты, школьные учителя-словесники и их ученики – стали активными участниками естественной дискуссии, проходившей в ходе выступлений-бесед с представителями Науки по таким проблемам: «Шолохов и интеллигенция», «Роман Шолохова «Тихий Дон» как энциклопедия русской жизни», «Трагический или оптимистический финал романа «Тихий Дон», «Можно ли очистить творчество писателя от идеологической составляющей?», «Чему учит наследие М.К. Петрова?», «Как приблизиться к истине?», «Как философия объясняет, что значит быть профессионалом?», «Почему М.С. Шагинян вычеркнули из списка русских писателей?», «Как вернуть забытые имена?».

Регламент оказался тесен для такого творческого и обогащающего общения: вместо полутора часов – три часа… Уходить не хотелось. Осталось эстетическое послевкусие – какое это чудо – научные чтения.

Если мы хотим, чтобы наши школьники читали, такие круглые столы – путь к Книге.

Полякова Э.Г., учитель русского языка и литературы гимназии №52

 

    22 сентября 2015 года в кинозале  Донской Государственной Публичной Библиотеки состоялась встреча с Захаром Прилепиным - прозаиком, публицистом, музыкантом, обладателем премий «Национальный бестселлер», «СуперНацБест» и «Ясная  Поляна». Известность ему принесли романы «Паталогии» (о войне в Чечне) и «Санька»  (о молодых нацболах). В новом романе «Обитель» писатель обращается к другому времени и другому опыту. Соловки, конец двадцатых годов. Мощный метафизический текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.  

    На этой встрече  принимали участие  наши учащиеся и учителя. Встреча была интересной и эмоциональной. 

   Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин)  представлял свои новые книги. Встреча проходила в рамках дискуссии . На этом вечере он затронул ряд  наболевших вопросов, в которых осветил человека со всеми его достоинствами и недостатками.

     Самой важной истиной для автора последнего акта драмы серебряного века остается Человек. Человек темен и страшен, но мир человечен и тепл.

Литвин Г.И., учитель русского языка гимназии №52