Внеурочная деятельность в вопросах и ответах

Вопрос

Ответ

1.       

Что понимается под внеурочной деятельностью?

 В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО следует  понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.       

Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.  Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

3.       

Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

-  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

4.       

Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

ñ  Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

ñ  Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован  в  Минюсте  России  22  декабря  2009 г.,  регистрационный  номер 17785)  с  изменениями  (утверждены  приказом Минобрнауки  России  от  26  ноября 2010  г.  № 1241,  зарегистрированы  в  Минюсте  России  4  февраля  2011  г.,

регистрационный номер 19707);

ñ  Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части

минимальной  оснащенности  учебного  процесса  и  оборудования  учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы  в Минюсте  России  3  февраля  2011  г.,  регистрационный  номер 19682);

ñ  СанПиН  2.4.2.  2821  –  10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям  и  организации  обучения  в общеобразовательных  учреждениях» (утверждены  постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

ñ  Санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  «Санитарно-

эпидемиологические  требования  к  учреждениям  дополнительного  образования СанПиН  2.4.4.1251-03»  (утверждены  постановлением  Главного  государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  3  апреля  2003  г.  №  27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

ñ  Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот  28  декабря  2010  г.  №  2106, зарегистрированы  в  Минюсте  России  2  февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

ñ  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

ñ  Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

ñ  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

ñ   Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

5.       

Какие локальные акты ОУ

обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО?

 1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор  образовательного  учреждения  с  родителями  (законными

представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы  об  утверждении  рабочих  программ  учебных  курсов,  дисциплин (модулей).

11. Положение  о  распределении  стимулирующей  части  фонда  оплаты  труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение  об  организации  и  проведении  публичного  отчета

образовательного учреждения.

Положения  о  различных  объектах  инфраструктуры  учреждения  с  учетом федеральных  требований  к  образовательным  учреждениям  в  части  минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.

 

6.       

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

 Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

7.       

Все ли обучающиеся  должны посещать все занятия внеурочной деятельности?

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

8.       

Какова наполняемость групп ?

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Списочный состав детских объединений внеурочной деятельности определяется программой педагога в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиНами 2.4.2.2821-10», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря  2010 года,   рекомендуемая численность составляет:
на первом году обучения – до 15 человек;
на втором году обучения – до 12 человек;
на третьем году-до 10 человек.

9.       

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

10.   

Какие существуют модели внеурочной деятельности?

 

Опираясь набазовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и

(или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная  модель  (на  основе  оптимизации  всех  внутренних

ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

11.   

Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ?

Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО, ПДС и т.д.)

Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)

Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)

Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)

12.   

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития

личности  (спортивно-оздоровительное,  духовно-нравственное,  социальное, общеинтеллектуальное,  общекультурное).

13.   

Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности :

ñ  Познавательная

ñ  Игровая

ñ  Трудовая (производственная) деятельность

ñ  Досугово-развлекательная деятельность

ñ   Спортивно-оздоровительная деятельность

ñ  Туристско-краеведческая деятельность

ñ  Художественное творчество

ñ  Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

ñ  Проблемно-ценностное общение

 Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

14.   

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная  деятельность  организуется   в  таких  формах  как  экскурсии,

кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьные  научные

общества,  олимпиады,  соревнования,  поисковые  и  научные  исследования,

общественно полезные практики и других.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%

15.   

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

Формы  организации  внеурочной  деятельности,  как  и  в  целом

образовательного  процесса,  в  рамках  реализации  основной  образовательной программы  начального  общего  образования  определяет  образовательное учреждение.

16.   

Каковы основные результаты внеурочной деятельности?

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

17.   

Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности?

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование

18.   

Каковы требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности?

Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844).

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации внеурочной деятельности.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- календарно-тематический план;

- содержание рабочей программы;

- средства контроля;

- учебно-методические средства обучения.

Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.  Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

 

19.   

Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью

Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

20.   

Как осуществляется оплата часов ВУД?

Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.