Направления воспитательной работы
1.Духовно-нравственное воспитание
Цели и задачи:
- способствовать осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я";
- воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
- создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства патриотизма и интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности;
- способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.
Формы и средства реализации:
- уроки гуманитарного цикла;
- школьное и классное самоуправление;
- самореализация личности подростка: беседы, психологический практикум, профориентационный мониторинг;
- организация и проведение тематических вечеров, бесед;
- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Критерии оценки:
- результаты тестирования "Размышляем о жизненном опыте" с целью выявления нравственной воспитанности. Методика изучения мотивов участия гимназистов в деятельности. Результаты работы по определению общественной активности учащихся. Результаты анкеты "Я и смысл моей жизни".
2. Правовое воспитание
Цели и задачи:
- содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации;
- формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентации на гуманистические и демократические ценности.
Формы и средства реализации:
- уроки обществознания;
- изучение правил поведения в гимназии и общественных местах;
- лекторий "Закон и порядок" (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
- встречи с представителями суда и прокураторы;
- общегимназические мероприятия;
- работа Совета профилактики;
- дисциплинарные линейки по параллелям "Мои права и обязанности";
- работа Совета самоуправления гимназии.
Критерии оценки:
- сформированность национального самосознания, патриотического долга, ответственности перед обществом. Отсутствие правонарушений и преступлений. Умение вести себя в общественных местах.
3. Гражданско-патриотическое воспитание
Цели и задачи:
- формирование у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, готовности к безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил, приобщение к боевым и трудовым традициям народа, разъяснение истоков и пропаганда героизма в вооруженной защите Родины от врагов, воспитание гордости за подвиги старших поколений.
Формы и средства реализации:
- работа в гимназическом музее "Антифашист";
- месячник военно-патриотического воспитания;
- День скорби, посвященный всемирному Дню борьбы с терроризмом (по плану);
- Неделя «Мой город» (по плану);
- Участие гимназистов в общегородском субботнике, посвященному Дню города;
- Экскурсии "Мой любимый город";
- Беседа об Уставе гимназии и правилах поведения в ней
- Формирование органов самоуправления гимназии
-
Работа Ученического самоуправления:
- Ученический Совет;
- Актив детского объединения;
- Спортивный Совет;
- ЮИД;
- Совет старост;
- Совет Музея
- День учителя (по плану);
- Участие в районной краеведческой конференции "Отечество";
- Фестиваль военной песни (3-8классы) посвященный 1-му освобождению города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков;
- Цикл мероприятий, посвященных 76-летию со дня образования Ростовской области;
- День матери (по плану);
- Месячник военно-патриотической работы, посвященный 1-му освобождению города Ростова-на-Дону;
- Смотр строя и песни;
- Уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ;
- Участие в районных мероприятиях посвященных 74-годовщине освобождения города Ростова-на-Дону;
- Рейд ЮИД "Безопасные дороги на каникулах";
- Участие в районном смотре агитбригад ЮИД;
- Акция милосердия "Рождественский перезвон";
- Участие в городской акции "Мы - граждане России". Торжественное вручение паспортов;
- Месячник оборонно-массовой работы (по плану);
- Участие в городском фестивале патриотической песни;
- Участие в районном конкурсе "Лидер года";
- День призывника (по плану);
- Акция милосердия. "Подарок солдату», посвящённые 23 февраля;
- Городской смотр музеев;
- Подведение итогов поисковых заданий, выполненных презентаций, работы экскурсоводов, лекторских групп;
- Месячник чистоты;
- Мероприятия посвященные Дню Победы (по плану);
- Мероприятия в честь Дня России;
- Военно-полевые сборы;
- Военно-спортивные соревнования;
- Участие в военно-спортивных районных и городских мероприятиях;
- Классные часы и беседы, посвященные военной и патриотической тематике;
- Экскурсии, походы, праздники, творческие отчеты и др.
Критерии оценки:
- любовь к своему городу, к людям, воспитание гражданской ответственности, желание любить и защищать свой край, свою страну, свой город.
4. Художественная деятельность и эстетическое воспитание
Цели и задачи:
- художественно-эстетическое развитие детей;
- привитие чувства прекрасного;
- помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.
Формы и средства реализации:
- занятия в объединениях дополнительного образования;
- уроки эстетического цикла (музыка, хореография, изобразительное искусство и технология);
- факультативы (хореография, музыка, ИЗО);
- кружки (вокального пения, сольного пения, хореографические);
- посещение театров, выставок, кинотеатров;
- встречи с интересными людьми;
- организация концертов, творческих вечеров, конкурсов;
- экскурсии (залы, музеи);
- турпоездки.
Критерии оценки:
- результаты творческой деятельности;
- общекультурное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- уровень воспитанности.
5.Формирование ЗОЖ, положительных привычек
Цели и задачи:
- воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
- приобщение к занятиям физкультурой;
- воспитание силы, воли, выносливости;
- привитие любви к спорту;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- создание условий для физического развития учащихся.
Формы и средства реализации:
- организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний;
- организация работы спортивных секций и клубов по различным видам спорта;
- уроки физкультуры, хореографии, спецгруппы, индивидуальные занятия;
- организация внутришкольных спортивных соревнований и мероприятий , участие в городских и районных мероприятиях;
- Дни здоровья, Малые олимпийские игры, Неделя физкультуры и спорта;
- встреча с интересными людьми ( спортсменами, врачами и т.п.);
- экскурсии.
Критерии оценки:
- спортивные нормативы на уроках физкультуры;
- показатели на спортивных соревнованиях по различным видам спорта;
- число занимающихся в спортивных клубах и секциях;
- общее психофизиологическое состояние детей;
- результаты медицинских осмотров.
6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Цели и задачи:
- формирование умений использовать знания правил ДД на практике, в конкретных дорожных ситуациях;
- создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах;
- создание организационно-педагогических условий для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге;
- формирование у учащихся убежденности в необходимости безукоснительно выполнять ПДД;
- совершенствование культуры поведения участников дорожного движения;
- создание условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;
- содействие сокращению детского дорожно-транспортного травматизма;
- обеспечение взаимодействия педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.
Формы и средства реализации:
- Участие в районной викторине "АВС" по ПДД;
- Участие в мероприятиях широкомасштабной акции "Внимание, дети!";
- Праздник "Посвящение первоклассников в пешеходы";
- Участие в городской акции "Ёлка-2017" с участием детей, пострадавших в ДТП;
- Зимний месячник безопасности дорожного движения;
- Участие в районных зимних соревнованиях "Школа безопасности";
- Участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо" (теоретический этап);
- Весенний декадник по ПДД;
- Выступление младшей группы отряда ЮИД "Светофор" в д/с 117,150;
- Рейд отряда ЮИД "У пешеходов нет каникул";
- Участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо" - (практический этап);
- Неделя безопасности дорожного движения, посвященная окончанию учебного года;
- Участие в военных сборах с учащимися 10 классов по основам военной службы;
- День обеспечения правил дорожного движения в День Последнего звонка.
Критерии оценки:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей и подростков;
- снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей и подростков гимназии;
- повышение культуры поведения на улице, в транспорте;
- увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;
- эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и подростков.
7. Экологическое воспитание
Цели и задачи:
- формирование нового экологического сознания и экологически разумного поведения в современных условиях;
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие практических знаний и умений: изучение и оценивание состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее оздоровлению, предвидение возможных последствий своих действий;
- В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении ведущих аспектов:
- Когнитивного — включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы мироздания;
- Аксиологического (ценностного) — осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.
Формы и средства реализации:
- практическая деятельность по охране природы: участие в благоустройстве территории гимназии, участие в экологических акциях;
- уроки окружающего мира, географии, биологии и технологии;
- конференции, диспуты;
- экологические игры и конкурсы;
- участие в работе гимназического объединения «Грины»;
- научно-исследовательская деятельность;
- экскурсии.
Критерии оценки:
- проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
- эмоциональные реакции на явления окружающего мира — способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.