Направления воспитательной работы

1.Духовно-нравственное воспитание

Цели и задачи:

  • способствовать осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я";
  • воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
  • создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства патриотизма и интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности;
  • способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.

Формы и средства реализации:

  • уроки гуманитарного цикла;
  • школьное и классное самоуправление;
  • самореализация личности подростка: беседы, психологический практикум, профориентационный мониторинг;
  • организация и проведение тематических вечеров, бесед;
  • организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Критерии оценки:

  • результаты тестирования "Размышляем о жизненном опыте" с целью выявления нравственной воспитанности. Методика изучения мотивов участия гимназистов в деятельности. Результаты работы по определению общественной активности учащихся. Результаты анкеты "Я и смысл моей жизни".

2. Правовое воспитание

Цели и задачи:

  • содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации;
  • формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентации на гуманистические и демократические ценности.

Формы и средства реализации:

  • уроки обществознания;
  • изучение правил поведения в гимназии и общественных местах;
  • лекторий "Закон и порядок" (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
  • встречи с представителями суда и прокураторы;
  • общегимназические мероприятия;
  • работа Совета профилактики;
  • дисциплинарные линейки по параллелям "Мои права и обязанности";
  • работа Совета самоуправления гимназии.

Критерии оценки:

  • сформированность национального самосознания, патриотического долга, ответственности перед обществом. Отсутствие правонарушений и преступлений. Умение вести себя в общественных местах.

3. Гражданско-патриотическое воспитание

Цели и задачи:

  • формирование у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, готовности к безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил, приобщение к боевым и трудовым традициям народа, разъяснение истоков и пропаганда героизма в вооруженной защите Родины от врагов, воспитание гордости за подвиги старших поколений.

Формы и средства реализации:

  • работа в гимназическом музее "Антифашист";
  • месячник военно-патриотического воспитания;
  • День скорби, посвященный всемирному Дню борьбы с терроризмом  (по плану);
  •  Неделя «Мой город» (по плану);
  • Участие  гимназистов  в общегородском субботнике, посвященному  Дню города;
  • Экскурсии  "Мой любимый город";
  • Беседа об Уставе  гимназии и правилах поведения в ней
  • Формирование  органов  самоуправления гимназии
  • Работа Ученического самоуправления:
    • Ученический Совет;
    • Актив детского объединения;
    • Спортивный Совет;
    • ЮИД;
    • Совет старост;
    • Совет Музея
  • День учителя (по плану);
  • Участие в районной  краеведческой конференции "Отечество";
  • Фестиваль военной песни (3-8классы) посвященный 1-му освобождению города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков;
  • Цикл мероприятий, посвященных 76-летию со дня образования Ростовской области;
  • День матери (по плану);
  • Месячник военно-патриотической работы, посвященный 1-му освобождению города Ростова-на-Дону;
  • Смотр строя и песни;
  • Уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ;
  • Участие в районных мероприятиях посвященных 74-годовщине освобождения города Ростова-на-Дону;
  • Рейд ЮИД "Безопасные дороги на каникулах";
  • Участие в районном смотре агитбригад ЮИД;
  • Акция милосердия "Рождественский перезвон";
  • Участие в городской акции "Мы - граждане России". Торжественное вручение паспортов;
  • Месячник оборонно-массовой работы (по плану);
  • Участие  в городском фестивале патриотической песни;
  • Участие в районном конкурсе "Лидер года";
  • День призывника (по плану);
  • Акция милосердия. "Подарок солдату», посвящённые 23 февраля;
  • Городской смотр музеев;
  • Подведение итогов поисковых заданий, выполненных презентаций, работы экскурсоводов, лекторских групп;
  • Месячник чистоты;
  • Мероприятия посвященные  Дню Победы (по плану);
  • Мероприятия в честь Дня России;
  • Военно-полевые сборы;
  • Военно-спортивные соревнования;
  • Участие в военно-спортивных районных и городских мероприятиях;
  • Классные часы и беседы, посвященные военной и патриотической тематике;
  • Экскурсии, походы, праздники, творческие отчеты и др.

Критерии оценки:

  • любовь к своему городу, к людям, воспитание гражданской ответственности, желание любить и защищать свой край, свою страну, свой город.

4. Художественная деятельность и эстетическое воспитание

Цели и задачи:

  • художественно-эстетическое развитие детей;
  • привитие чувства прекрасного;
  • помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся;
  • формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.

Формы и средства реализации:

  • занятия в объединениях дополнительного образования;
  • уроки эстетического цикла (музыка, хореография, изобразительное искусство и технология);
  • факультативы (хореография, музыка, ИЗО);
  • кружки (вокального пения, сольного пения, хореографические);
  • посещение театров, выставок, кинотеатров;
  • встречи с интересными людьми;
  • организация концертов, творческих вечеров, конкурсов;
  • экскурсии (залы, музеи);
  • турпоездки.

Критерии оценки:

  • результаты творческой деятельности;
  • общекультурное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • уровень воспитанности.

5.Формирование ЗОЖ, положительных привычек

Цели и задачи:

  • воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
  • приобщение к занятиям физкультурой;
  • воспитание силы, воли, выносливости;
  • привитие любви к спорту;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • создание условий для физического развития учащихся.

Формы и средства реализации:

  • организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний;
  • организация работы спортивных секций и клубов по различным видам спорта;
  • уроки физкультуры, хореографии, спецгруппы, индивидуальные занятия;
  • организация внутришкольных спортивных соревнований и мероприятий , участие в городских и районных мероприятиях;
  • Дни здоровья, Малые олимпийские игры, Неделя физкультуры и спорта;
  • встреча с интересными людьми ( спортсменами, врачами и т.п.);
  • экскурсии.

Критерии оценки:

  • спортивные нормативы на уроках физкультуры;
  • показатели на спортивных соревнованиях по различным видам спорта;
  • число занимающихся в спортивных клубах и секциях;
  • общее психофизиологическое состояние детей;
  • результаты медицинских осмотров.

6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Цели и задачи:

  • формирование умений использовать знания правил ДД на практике, в конкретных дорожных ситуациях;
  • создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • создание организационно-педагогических условий для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге;
  • формирование у учащихся убежденности в необходимости безукоснительно выполнять ПДД;
  • совершенствование культуры поведения участников дорожного движения;
  • создание условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;
  • содействие сокращению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение взаимодействия педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.

Формы и средства реализации:

  • Участие в районной викторине "АВС" по ПДД;
  • Участие в мероприятиях широкомасштабной  акции "Внимание, дети!";
  • Праздник "Посвящение первоклассников в пешеходы";
  • Участие в городской акции "Ёлка-2017" с участием детей, пострадавших в ДТП;
  • Зимний месячник безопасности дорожного движения;
  • Участие в районных зимних соревнованиях "Школа безопасности";
  • Участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо" (теоретический этап);
  • Весенний декадник по ПДД;
  • Выступление младшей группы  отряда ЮИД "Светофор" в д/с 117,150;
  • Рейд отряда ЮИД "У пешеходов нет каникул";
  • Участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо" -  (практический этап);
  • Неделя безопасности дорожного движения, посвященная окончанию учебного года;
  • Участие в военных сборах с учащимися 10 классов по основам военной службы;
  • День обеспечения правил дорожного движения в День Последнего звонка.

Критерии оценки:

  • повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей и подростков;
  • снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей и подростков гимназии;
  • повышение культуры поведения на улице, в транспорте;
  • увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;
  • эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и подростков.

7. Экологическое воспитание

Цели и задачи:

  • формирование нового экологического сознания и экологически разумного поведения в современных условиях;
  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • развитие практических знаний и умений: изучение и оценивание состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее оздоровлению, предвидение возможных последствий своих действий;
  • В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении ведущих аспектов:

- Когнитивного — включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы мироздания;

- Аксиологического (ценностного) — осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.

Формы и средства реализации:

  • практическая деятельность по охране природы: участие в благоустройстве территории гимназии, участие в экологических акциях;
  • уроки окружающего мира, географии, биологии и технологии;
  • конференции, диспуты;
  • экологические игры и конкурсы;
  • участие в работе гимназического объединения «Грины»;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • экскурсии.

Критерии оценки:

  • проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
  • готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
  • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
  • эмоциональные реакции на явления окружающего мира — способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.