Урок экологии "Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся".

В конце апреля 2017 года в МАОУ "Гимназия № 52"   для учащихся 8-9 классов прошел урок экологии "Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся".

Подготовила и провела урок Галина Александровна Мамитова, кандидат педагогических наук, учитель биологии МАОУ "Гимназия №52", учитель высшей квалификационной категории. На уроке присутствовали депутаты городской Думы Хбликян Ашот Кеворкович и Лозинский Иван Станиславович.

Гимназисты узнали об экологии человека (антропоэкологии), основных задачах экологии, а именно: разработке путей повышения уровня здоровья и социально-трудового потенциала населения.т.е. формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся, о роли комнатных растений в оздоровлении экологической обстановки классных комнат, познакомились с "афирмациями". 

Ребята научились делать упражнения для профилактики сколиоза. Эти упражнения формируют правильную осанку - прямую спину, расправленные плечи, развернутую грудь. Выполняли упражнения стоя, сидя на стуле, в паре со сверстником.

Используемый на уроке массаж кисти другой рукой, орехами и пальцевая гимнастика – снимали усталость, поднимали тонус и оздоровливали весь организм, потому что кисти считаются "выходом мозга", из-за располагающихся здесь биологически активных точек. Школьники обещали рассказать об этих упражнениях своим сверстникам и родителям.

Говорили об использовании музыкотерапии на уроках и дома. Музыкотерапия избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам. Слушали музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторый психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина бессильна. Оказываясь в такой ситуации, ученики становятся главными героями урока, а затем жизни.

На уроке гимназистками 8 класса демонстрировались асаны йоги, которые способствуют облегчению при хронических болях, головных и мышечных болях, позволяют растянуть и укрепить мышцы спины, нормализуют давление и работу пищеварения, всегда сохраняют хорошее самочувствие, увеличивают уровень энергии в теле и способствуют противостоять стрессу, улучшают работу органов дыхания.

Ученица 9 а класса Любивая Софья предупредила об адаптационных возможностях и развитии эмоционального стресса во время экзаменов. Определенную помощь в это время может оказать и правильно подобранное меню.

Софья дала советы для улучшения запоминания: перед зубрежкой съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом или выпейте стакан ананасового сока. Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Поэтому перед занятиями неплохо выпить стаканчик лимонного сока.

Сок грейпфрута отличается высоким содержанием витаминов (А, С,Р,Д,В),поэтому быстро восстанавливает силы.

Снять усталость и укрепить нервную систему помогают: белокочанная капуста (в сыром и квашенном виде), отвар плодов шиповника (1 чайная ложка плодов на 1 стакан кипятка, кипятить 7 – 10 минут, остудить, процедить и пить по ¼,1/2 стакана за прием 1-2 раза в день), отвар листьев брусники, а паприка, бананы и клубника быстро нейтрализуют отрицательные эмоции и способствуют выработке «гормонов счастья» - эндорфинов.

Однако, Софья подчеркнула, что только систематическое изучение предмета, постоянное поддерживание эмоции интереса, равномерное распределение учебной нагрузки в течении дня, с учетом индивидуального ритма изменения работоспособности позволяют повысить жизненный тонус, улучшить настроение, прибавляют силу и уверенность в себе и тем самым препятствуют возникновению стресса.

На конце урок были выработаны методические рекомендации учащимся, связанные с правильной посадкой за партой, правильным питанием, использованием дыхания для поднятия тонуса и успокоения нервной системы, профилактикой шейного остеохондроза, использованием музыкотерапии, элементов массажа, пальцевой гимнастики, аффирмаций, как профилактических средств для лечения многих заболеваний.

Как гласит пословица : "Будешь здоров – реализуешься во всем". Поэтому в нашей гимназии можно выделить следующие этапы здоровьесберегающей деятельности учащихся:

1.Воспитание привычек здорового образа жизни детей 5 -7 классов.

2.Формирование валеологических знаний и умений при обучении биологии в 8 классе.

3.Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у старшеклассников в процессе изучения предметов естественно – научных дисциплин.

Тема является актуальной. По данным Госкомстата, около 75% детей школьного возраста имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более того, у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Лишь 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми

Индивидуальный стиль здорового образа жизни - это выработка у учащихся индивидуально – специфической системы психолог-педагогических сохранения и укрепления личного здоровья и медико-биологических навыков, методов, средств и способов

Средства реализации индивидуального стиля здорового образа жизни – это использование здоровьесберегающей тезнологии, рациональная организация урока биологии, валеологизация воспитательного пространства.

Технология формирования индивидуального стиля здорового образа жизни была построена из:

-пропаганды культуры здоровья посредством личного примера учителя биологии, специально отобранного (интегрированного) содержания курса «Человек», проведения различных мероприятий (внеучебных, предметных междисциплинарных учебных);

-вырабатывания навыков разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на формирование индивидуального стиля здорового образа жизни;

-разработки образовательной стратегии (учебно-методических комплексов), учитывающей особенности возрастного развития школьников, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся;

-создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии (на уроках биологии и во внеурочной деятельности);

-использования данных диагностики индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся, мониторинга здоровья школьников и здоровьесберегающей работы гимназии, проводимых медицинскими работниками и собственных наблюдений педагогов в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекции.

В аудитории была развернута выставка рефератов по экологической тематике. Аудиторию украсили плакаты по экологии, сделанные руками детей. Урок сопровождали песни.

Мамитова Галина Александровна,к.п.н.,учитель биологии.