«ЮНЫЙ БИОЛОГ»
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Ростова-на-Дону
«Гимназия № 52 имени Александра Ароновича Печерского»
(МАОУ «Гимназия №52»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ БИОЛОГ»
ДЛЯ ЛЕТНЕГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Составил:
учитель биологии
Мамчур А.Е.
2023
Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Новосибирской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы:рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (теория, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.
3. Зоологические занятия (теории, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Примечание |
|
План |
Факт |
|||
1 |
1.06 |
|
Введение. Организационное занятие |
Игровая деятельность |
2 |
2.06 |
|
Мир растений. Особенности и многообразие. |
Теория, игровая деятельность |
3 |
6.06 |
|
Съедобные растения |
Игровая деятельность |
4 |
8.06 |
|
Тайны жизни растений. |
Игровая деятельность. Просмотр видеофильмов. |
5 |
9.06 |
|
Кто такие? Где живут? Определение растений. |
Теория, игровая деятельность |
6 |
13.06 |
|
Ядовитые и лекарственные растения. |
Теория, игровая деятельность |
8 |
15.06 |
|
Растения красной книги Ростовской области. |
Теория, игровая деятельность |
9 |
16.06 |
|
Занимательная ботаника. Биологические загадки. |
Теория, игровая деятельность |
10 |
20.06 |
|
Занимательная зоология. Верните зверей в слова. |
Теория, игровая деятельность |
11 |
21.06 |
|
Викторина «Что ты знаешь о растениях?». |
Игровая деятельность |
12 |
23.06 |
|
Мир животных. Особенности и многообразие животных. |
Теория, игровая деятельность. Просмотр видеофильмов. |
17 |
24.06 |
|
Животные в жизни человека. |
Теория, игровая деятельность |
18 |
27.06 |
|
Занимательная зоология. Шарады, загадки. |
Теория, игровая деятельность |
19 |
29.06 |
|
Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране. |
Теория, игровая деятельность |
22 |
30.06 |
|
Занимательная зоология. Хвостатая викторина. |
Теория, игровая деятельность |
Литература
- В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, Ярославль «Академия развития». Энциклопедия. 1997
- П. Доусвелл Неизвестное об известном. Животные, «Росмен», 1997
- Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
- Эндрю Клив Удивительные животные . Белфакс, Магна Букс, 1995
- Эндрю Клив Аквариумные рыбки. Белфакс, Магна Букс, 1996
- В. П. Ситников, Г. П. Шалаева, Е. В. Ситникова, Л. В. Кашинская. Мир животных АСТ, Слово, 2010
- zoodrug.ru Энциклопедия животного мира
- animals.3dn.ru Большая энциклопедия животных
- theanimalworld.ru Животные / Мир животных