«ЮНЫЙ БИОЛОГ»

 

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение города Ростова-на-Дону

«Гимназия № 52 имени Александра Ароновича Печерского»

(МАОУ «Гимназия №52»)

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ БИОЛОГ»

ДЛЯ ЛЕТНЕГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

 

 

 

 

 

 

Составил:

учитель биологии

Мамчур А.Е.

2023

 

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Новосибирской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы:рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о  живой природе,  основных  царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

 

2. Ботанические  занятия   (теория, викторины, просмотр видеоматериалов, практические  занятия). Ботанические  занятия  предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции  кабинета  биологии.

 

3. Зоологические  занятия  (теории, викторина, просмотр видеофильмов, составление  и  просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы  и  т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

 

Календарно – тематическое планирование 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

План

Факт

1

1.06

 

Введение. Организационное занятие

Игровая деятельность

2

2.06

 

Мир растений. Особенности и многообразие.

Теория, игровая деятельность

3

6.06

 

 Съедобные растения

Игровая деятельность

4

8.06

 

Тайны жизни растений.

Игровая деятельность. Просмотр видеофильмов.

5

9.06

 

Кто такие? Где живут? Определение растений.

Теория, игровая деятельность

6

13.06

 

Ядовитые и лекарственные растения.

Теория, игровая деятельность

8

15.06

 

Растения красной книги Ростовской области.

Теория, игровая деятельность

9

16.06

 

Занимательная ботаника. Биологические загадки.

Теория, игровая деятельность

10

20.06

 

Занимательная зоология. Верните зверей в слова.

Теория, игровая деятельность

11

21.06

 

Викторина  «Что ты знаешь о растениях?».

Игровая деятельность

12

23.06

 

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

Теория, игровая деятельность. Просмотр видеофильмов.

17

24.06

 

Животные в жизни человека.

Теория, игровая деятельность

18

27.06

 

Занимательная зоология. Шарады, загадки.

Теория, игровая деятельность

19

29.06

 

Животные красной книги Новосибирской  области и меры по их охране.

Теория, игровая деятельность

22

30.06

 

Занимательная зоология. Хвостатая викторина.

Теория, игровая деятельность

 

 

 

 

Литература

 

  1. В.А. Алексеев   300 вопросов и ответов о животных, Ярославль «Академия развития». Энциклопедия. 1997
  2. П. Доусвелл   Неизвестное об известном. Животные, «Росмен», 1997
  3. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
  4. Эндрю Клив  Удивительные животные . Белфакс, Магна Букс, 1995
  5. Эндрю Клив  Аквариумные рыбки.  Белфакс,  Магна Букс, 1996
  6. В. П. Ситников, Г. П. Шалаева, Е. В. Ситникова, Л. В. Кашинская. Мир животных АСТ, Слово,  2010
  7. zoodrug.ru  Энциклопедия животного мира
  8. animals.3dn.ru  Большая энциклопедия животных
  9. theanimalworld.ru  Животные / Мир животных