ПРОГРАММА КРУЖКА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

ПРОГРАММА КРУЖКА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В ЛЕТНЕМ ПРИШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

«Smile»

 

 

 

 

подготовила

Высоцкая Оксана Юрьевна

учитель французского языка

 

Ростов-на-Дону

2022

 

Пояснительная записка

Одной из ключевых задач современного образования является формирование у обучающихся высокого уровня коммуникативной культуры. Многие методисты считают, что именно коммуникативная культура является системообразующей компетенцией, без которой невозможно развитие ни информационной, ни социокультурной, ни социально-политической, ни компенсаторной, ни академической составляющих образованности в современном понимании.

Важной частью иноязычной коммуникативной компетенции является социальная составляющая, которая «предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Здесь очень важно сформировать чувство толерантности, или, говоря русским языком, терпимости, к точке зрения, отличной от вашей». [Соловова, 2006, с.11] Занятия в кружке французского языка предоставляют прекрасную возможность для формирования у школьников коммуникативной компетенции во всех ее аспектах.

Основной целью работы кружка французского языка является формирование коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность посредством французского языка, затем, воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества), воспитание чувства ответственности, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии.

Структура курса и организация обучения

Курс рассчитан на 20 занятий продолжительностью 30 минут каждое, которые независимы друг от друга и могут изучаться в любой последовательности.

В основе занятий лежат следующие методические принципы:

  • интеграция основных речевых умений и навыков;
  • последовательное их развитие;
  • коммуникативная направленность заданий;
  • контекстуальное введение лексики;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Контроль результатов обучения осуществляется посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Тематическое планирование курса

Тематика занятий включает основные разделы программы по французскому языку для начальной школы.

Тема

Цели занятия

Кол-во часов

1

Nous apprenons le français !

Выяснение уровня подготовленности учащихся, создание зрительных опор и памяток для последующих занятий

2

2

Le français, ça me plaît !

Приветствия с опорой на жестикуляцию и движение, работа над ритмом и просодией

2

3

Bonjour!

Поиск новых мотивирующих коммуникативных ситуаций

2

4

Who’s your friend?

Ролевые игры

2

5

Papa, maman un fils et une fille

Создание своего семейного дерева

2

6

Loisirs

Ролевые игры, использование масок, опора на воображение

2

7

La France!

Использование движения для повышения результатов обучения

2

8

Aimes-tu les contes de Charles Perrot ?

Инсценировка сказок

2

9

Des fleurs de toutes les couleurs

Тренировка зрительной памяти

2

10

A l’école.

Статистический опрос

2

Всего часов

20

 

Занятия рассчитаны на учащихся начальной школы и учащихся 5х классов средней школы. Игровой подход является наиболее методически оправданным на занятиях французским языком с младшими школьниками, обучение которых иностранному языку имеет свою специфику. Обучение детей этого возраста наиболее эффективно, если осуществляться через игровую деятельность, инсценировки, стихи и песни. Все задания и упражнения основываются на том, что интересно детям, значимо для них.

В основу организации занятий положена технология «Утреннего Сбора», которая успешно применяется в дошкольных учреждениях и в начальной школе многими педагогами, но с использованием не иностранного, а родного языка. Целью данной технологии является развитие социальных умений и навыков: способности участвовать в жизни сообщества, сотрудничать, заботиться друг о друге, обмениваться идеями и опытом. «Утренний Сбор» прост в организации, позволяет установить теплые отношения между детьми, создает обстановку неформального дружеского общения, позволяющую легко преодолевать психологический и языковой барьер, воспитывает у детей желание и готовность общаться. Ведущая форма работы во время занятий – групповая.

«Утренний Сбор» традиционно состоит из четырех компонентов, каждый из которых позволяет ученикам осваивать целый ряд академических и социальных умений, развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки каждого ребенка:

  1. приветствие
  2. ежедневные новости
  3. обмен информацией
  4. групповая деятельность

Занятие начинается с Приветствия. Все дети встают в круг. Главное условие – смотреть на того, кого приветствуешь, и называть его по имени, затем выслушать ответ. Например: “Bonjour, Marie!” Слова приветствия каждый раз слегка изменяются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал, произносительные навыки детей. Приветствие может быть как вербальным, так и невербальным. Образец приветствия дает учитель, а дети продолжают по очереди. Важно, чтобы каждый принял участие в этом этапе.

Варианты приветствий

  • «Моего друга зовут…», и весь отряд здоровается с тем ребенком, которого назвали
  • Каждый по очереди выходит в круг и приветствует остальных, сопровождая приветствие каким-нибудь жестом по-своему, не повторяясь, остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
  • Вырезать из желтой или оранжевой бумаги «солнышко» - круг и лучики, так чтобы лучики были отдельно. Расположить «солнышко» в центре, а лучики раздать детям. Каждый ребенок прикладывает свой лучик к солнышку и здоровается с тем на кого он направляет свой лучик, таким образом, видно с кем еще не поздоровались.
  • Приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, цветок.
  • Здороваться, изменяя очередность в круге: например, через одного человека в круге.
  • На карточках написать имена присутствующих. Каждый выбирает себе карточку и приветствует того, чье имя на ней написано.
  • Можно приветствовать «секретными» знаками – подмигнуть, моргнуть определенное количество раз. Каждый без слов приветствует так соседей, пока сигнал не обойдет всех и не вернется к первому отправителю.
  • Приветствовать по алфавиту, обращаясь по именам в алфавитном порядке, если кто-то ошибся, начать сначала.

 

Ежедневные новости, второй компонент Утреннего Сбора, оформляются в отрядном уголке. Сначала это делает учитель, а потом дети начинают принимать все более деятельное участие. В уголке новостей размещается Календарь событий, кроме этого помещаются различные задания на сообразительность, эрудицию, внимание (кроссворды, ребусы, загадки, шифровки). Также вывешивается листок с каким-нибудь вопросом и вариантами ответов, ученики вписывают свои имена под тем ответом, который они считают подходящим, а в конце дня ответы обсуждаются. Ежедневные новости позволяют формировать навыки письменной речи и чтения. Задания подбираются посильные детям, но достаточно сложные, чтобы было интересно их выполнять. Информация должна быть доступной и просто написанной.

Ежедневные новости включают следующие компоненты: приветствие, дата, день недели, сообщение о теме обмена информацией (третий этап), сообщение о наиболее интересном событии предстоящего занятия, объявления.

Распорядок дня объявляется учителем, а затем дети читают новости хором или по одному.

Bonjour!

Salut!

Comment t’appelles-tu?

Je m’appelle…

Comment ça va?

Quel âge as-tu?

Que lest ton saison préférée?

 

hiver

printemps

été

automne

 

Следующий этап – Обмен информацией. Цель данного этапа – лучше узнать друг друга и активизировать навыки устной речи у учащихся. Выбирается ученик, который отвечает на вопросы, а остальные – задают вопросы или комментируют услышанные ответы. Ученики выбирают приготовленные заранее карточки, на которых изображены либо восклицательный знак, либо вопросительный. Те, кому достался знак вопроса, задают водящим вопрос, те, кому достался восклицательный знак, комментируют услышанное. Лексико-грамматический материал может быть самым разнообразным, в зависимости от подготовки учащихся. Те, кому достались карточки с восклицательными знаками добавляют свою информацию или комментируют услышанное.

За этим относительно спокойным этапом следует следующий компонент Утреннего Сбора – групповая деятельность. Целью работы в группе является ее сплочение, поэтому в ней нет элемента соревновательности. Игры и упражнения помогают учиться кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Организуя групповую деятельность, важно включить в нее игры и упражнения, которые содержат: действия и движения, языковые игры и упражнения, математические игры и упражнения, естественно - научные эксперименты, а так же музыку, песни, стихотворения. Следует учитывать уровень подготовленности детей и их опыт участия в групповой деятельности.

Варианты групповой деятельности

  • Touche. Ведущий произносит команду. Каждый должен дотронуться до синего цвета на своей или чьей-то одежде, до любого предмета синего цвета. Дотрагиваться можно рукой, пальцем, локтем, головой, коленкой, бровями - любой частью тела. Затем ведущий произносит другую команду, например, “Toucherouge”. Нужно дотронуться до красного, не теряя контакта с синим.
  • Laplaceestlibre.” Всем участникам раздаются карточки с номерами. Участники садятся в круг, стул справа от ведущего свободен. Ведущий произносит свою фразу. Ученик с номером 14 садится справа от ведущего, освобождая свое место. Игру продолжает тот ученик, рядом с которым оказалось свободное место. Вместо номеров можно использовать лексику любой тематики, заменив карточки с цифрами на иллюстрации.
  • Couleurs” Раздать детям карточки 3-4х цветов, участники садятся кругом, водящий находится в центре круга и называет цвет (vert). Все участники с зелеными карточками встают и ищут себе новое место, прежнее занимать нельзя, водящий тоже занимает место, оставшийся становится водящим и продолжает игру, называя новый цвет. Если водящий произносит “couleurs” – все участники встают со своих мест и должны занять другие места.
  • Devinez. Нужно угадать, сколько, например, пуговиц в прозрачном контейнере. Можно каждый раз записывать все версии на листе бумаги, а затем скрепить листы – получится «TheClassBookofEstimates».
  •  Imagine20. Нужно придумать, каким способом можно представить число 20. Например, 10+10, 10*2, 3*6+2, 24-3-1.
  • Chaisemusicale. Пока играет музыка, все ходят вокруг стульев, составленных кругом. Музыка останавливается, каждый должен найти место, чтобы сесть. После каждой остановки один стул убирается, пока не останется всего два стула, но дети все равно должны суметь разместиться. Вместо музыки можно использовать рифмовки.

В конце занятия снова возвращаемся к ежедневным новостям, чтобы подвести итоги тому, что было сделано, проверить выполненные кроссворды и головоломки, обсудить ответы на вопрос (по результатам ответов можно нарисовать диаграмму, чтобы дети могли увидеть соотношение предпочтений в группе).

 

Предлагаемая Программа направлена, прежде всего, на развитие социальных умений, то есть умений взаимодействовать с другими, самостоятельно принимать решения, быть уверенным в своих силах. Применение социальных умений облегчает процесс обучения, помогает школьникам адаптироваться в различных ситуациях.

Способствуя развитию социальных умений, занятия в кружке французского языка позволяют развивать речевые навыки, расширяют словарный запас, учат быстро реагировать на вопросы, работать с изученной информацией, решать творческие задачи, то есть способствуют формированию и развитию всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Занимаясь в кружке, дети учатся внимательно выслушивать друг друга, терпимо относиться к чужому мнению и с готовностью высказывать собственное, уважать интересы и умения других и при этом используют для общения французский язык. В результате усиливается интерес к изучению французского ского языка, повышается качество обучения и активность учащихся на уроках и при проведении внеурочных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что ты здесь!: Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. – Самара: ООО «Офорт», 2004.
  2. Жизненные навыки: Уроки психологии в 1 классе /Под ред. С. В. Кравцовой. – М.: Генезис, 2002.
  3. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: «Магистр», 1998.